Новая книга Евгения Шалашова
Восьмая книга череповецкого писателя Евгения Шалашова — «Парламент Ее Величества» — вышла в издательстве «Вече». Презентация нового романа состоится в Центральной городской библиотеке им. В.В. Верещагина, предположительно, уже в следующем месяце.
С предложением написать новую книгу выступило само издательство «Вече», где у Евгения Шалашова в 2010 году вышел роман «Кровавый снег декабря», в 2013-м — «Десятый самозванец».
— Мои возможности издательству известны, к тому же в 2014 году оно запустило серию альтернативной истории «Россия, которой не было», — отмечает автор. — По плану книга, которая была написана за четыре месяца, должна была выйти еще в марте прошлого года, но из-за сложных обстоятельств эту серию пришлось закрыть, а роман в конечном итоге издали в серии «Исторические приключения».
По словам Евгения Шалашова, хотя история не имеет сослагательного наклонения, его всегда интересовало, «что бы было, если бы было». В этот раз его выбор пал на эпоху Анны Иоанновны — очень спорную, загадочную:
— До сих пор ведется спор: а было ли засилье немцев в русской политике? Не случайно, что в это время ученые-историки Миллер, Шлецер и Байер создают «норманнскую теорию», смысл которой можно свести к тому, что русские — неплохой народ, но им нужен руководитель-немец. Однако один из наиболее известных историков, изучающих XVIII век, Евгений Анисимов считает иначе. И действительно — в сравнении с предыдущими эпохами значительно сокращается количество немцев во власти, хотя те из немцев, что были, оставили после себя значительный след. Вспомним Миниха и его победы над турками (кстати, именно Бурхард Миних добился, чтобы уравняли жалованье русских офицеров и иноземцев — раньше иностранцы получали в два раза больше). XVIII век в русской истории — это эпоха, когда на престоле в основном сидели женщины и огромную роль в политике играли их фавориты. Пожалуй, разве что Екатерине II удалось быть для своих любовников и женщиной, и государыней. С Анной все сложнее. Когда я изучал ее жизнь, то мне стало ее жаль.
Будущая русская императрица родилась в семье брата Петра Великого — царя Ивана. С одной стороны, с детства на нее не обращали внимания. С другой — царственный дядюшка, Петр Алексеевич, зная, что Анна не переносит морскую качку, заставлял ее участвовать в плаваниях, запирал в каюте и хохотал, видя последствия.
Как отмечает Евгений Шалашов, Анне очень хотелось простого женского счастья — выйти замуж и родить детей, но волею судеб она стала игрушкой в политических интригах:
— Ее выдали замуж за малоизвестного ей герцога Курляндского. Свадьбу праздновали месяц, а герцог во время свадьбы не рассчитал силы (пытался пить наравне с русскими) и умер по дороге. Анна надеялась, что теперь она станет свободной, но ее отправили в Курляндию, где она жила среди незнакомых людей, изображая герцогиню. Ей так хотелось любви, что она верила в лживые слова... И мне захотелось представить, а что если бы рядом с Анной оказался человек, который бы ее искренне полюбил? И если бы он радел за Россию?..
В то же время, несмотря на сочувствие своей героине, автор уверен: в России XVIII века парламент был невозможен. Ведь прежде чем созывать парламент, нужна конституция, ограничивающая власть императора, нужно разделение властей. По словам Евгения Шалашова, парламент, не наделенный правами, — пустая говорильня, и толку от него не было бы никакого.
Отметим, что презентация пройдет в центральной библиотеке после того, как книга из типографии поступит в Череповец.
Марина Белая |