КАК ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ? (Денис Чекмаев)
Начинаю составлять FAQ о том, как составить договор с издательством. Работа большая, не на один день. FAQ будет пополняться. Вопросы и добавления приветствуются.
Что такое договор заказа? Договор заказа предполагает, что абсолютно все права, какие только можно передать, — отходят к издательству. Все. Совсем. Навсегда. Это значит, что Вы не сможете больше распоряжаться своим произведением. И не получите ни гроша сверх того, что прописано в данном договоре (если вообще что-то получите). Вы теряете совершенно все.
Договор заказа нельзя подписывать ни в коем случае. А теми, кто пытатся подсунуть такой договор — лучше не иметь дела вообще.
Как издательства пытаются обмануть автора, используя договор заказа? Порой издатели прибегают к уловкам, чтобы заставить автора подписать договор заказа. К примеру, они могут предложить, что в Договоре будет прописан срок его действия, или срок, на который Вы передаете права. Не попадитесь на эту уловку. Договор заказа остается договором заказа. И все права полностью переходят к издательству. Вам это совершенно не нужно.
Издательство обещает, что… Оно лжет.
Лгать — обычная стратегия для многих издательств. Запомните это. Если издательство и правда намерено сделать что-то, — это «что-то» будет прописано в договоре. И никак иначе. Все, что обещано на словах — на словах и останется. Солидное издательство ничего не будет «обещать». Есть договор, вот и все.
Никогда и никому нельзя верить на слово. Это основное правило ведения переговоров.
Конечно, есть и честные издатели. А еще белые единороги. Но пока Вы не нашли такового, — лучше проявлять осторожность.
Я пообещал издательству, что… Забейте.
В этом мире есть только две системы взаимоотношений. В одной — все ведут себя честно. Пример: элитный карточный клуб. За шулерство оттуда выгоняют со страшным позором. В другой системе — все врут и подставляют друг друга. Пример: разбойничий притон, где играют в карты. Здесь «честно» будут вести себя только с теми, кого боятся.
Издательство Вас не боится, увы.
Эти люди никогда не играют честно. Но всегда требуют, чтобы Вы в каждой мелочи шли им навстречу. Запомните — Ваши обязательства перед издательством ограничены тем, что прописано в Договоре. Больше никаких обязательств у Вас перед ними нет. Есть много примеров, когда авторы хотели быть честными, благородными по отношению к издательству — и жестоко за это платили. Не пополняйте список лохов, он и так длинный.
Издательство обещает меня продвигать, и поэтому требует… Издательство лжет. Издательства крайне редко продвигают начинающих авторов. И авторов вообще — тоже.
Достаточно очевидно, что продвижение автора — это очень эффективный способ получить прибыль. Возьмем серию «Метро». Это же настоящая машина для рубки бабла. А кому был бы известен Глуховский, если бы не мощная пиар-кампания? Он бы оставался одним из сотен малоизвестных авторов.
Тем не менее, большинство издательств не спешат продвигать автора. Оно и понятно. Автор может уйти в другое издательство. Или бросить писательство. Или улететь на Луну с пришельцами… А, хватит лгать самим себе, — издательства не раскручивают авторов потому, что не привыкли работать.
Большинство издателей, как и большинство бизнесменов в России, живут по правилам «прихватизации». Срубить быстрее, побольше бабла, ничего не вкладывая, — вот их главная стратегия. Не удивительно, что книжный бизнес плющит от кризиса. Это жестокий урок таким ленивым издателям — нельзя воровать вечно, надо что-то и создавать самим.
И есть небольшое число издателей, кто и правда создает — новые серии, проекты, книги. Ваша задача — найти именно такого издателя, а не очередного вора-прихватизатора.
Издательство говорит, что публикует меня в серии, значит, продвигает меня. Поэтому оно требует, чтобы я… Один из примеров ловкой демагогии, на которую горазды все ловкачи и жулики. Публикация в серии — да, это один из эффективных способов продвижения автора. Но издательству это ничего не стоит! Включить Вашу книгу в серию — не стоит для издательства ни гроша. Если они решили издать Вас в перспективной серии — значит, Ваша книга того заслуживает. Вы им — хорошую книгу, они Вам — место в перспективной серии. Достойный обмен. Не больше!
Но это, разумеется, не значит, что издательство продвигает лично Вас. Оно продвигает серию. Поэтому никаких дополнительных обязательств на Вас это не накладывает.Один из примеров ловкой демагогии, на которую горазды все ловкачи и жулики. Публикация в серии — да, это один из эффективных способов продвижения автора. Но издательству это ничего не стоит! Включить Вашу книгу в серию — не стоит для издательства ни гроша. Если они решили издать Вас в перспективной серии — значит, Ваша книга того заслуживает. Вы им — хорошую книгу, они Вам — место в перспективной серии. Достойный обмен. Не больше!
Но это, разумеется, не значит, что издательство продвигает лично Вас. Оно продвигает серию. Поэтому никаких дополнительных обязательств на Вас это не накладывает.
Сколько можно получить за первую книгу? Варианты разные. От «ни шиша не получишь, лох» до 60 тысяч за дебют. Гонорар зависит, в первую очередь, от самого издательства. Достойной суммой считается 30 тысяч (он же килобакс). Запомните простое правило. Если за роман Вам предлагают гроши, — значит, скорее всего, Вы даже их не получите. Если издательство с самого начала зажимает деньги, — значит, будущего у автора в этом издательстве нет. Тиражи останутся крошечными, гонорары — грошовыми, а задерживать их будут по году — по два. Само издательство при этом, конечно, будет получать хорошую прибыль. А автор останется без денег.